Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Ребенок и чужие взрослые

Ребенок и чужие взрослые. Вежливость и осторожность

 

Что вы сделаете, если случайный прохожий начнет учить вашего ребенка – поблагодарите или отойдете в сторону?
А если с ребенком станет играть посторонний взрослый, обрадуетесь или насторожитесь? Как определить, несет ли в себе незнакомец скрытую угрозу или просто симпатизирует детям?

С одной стороны, надо учить ребенка быть вежливым. С другой - он может встретить плохого человека… Задача взрослых – подготовить ребенка к неожиданным ситуациям и встречам.

Не навреди

Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно - в меру доверчиво и в меру осторожно - реагировать на внешний мир.

Сегодня,  как никогда, личная безопасность ребенка выступает на первый план. Терроризм, увеличение числа нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать детям разговаривать с незнакомыми людьми.

Как же сохранить баланс доверия и недоверия к миру?

Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"

Если ребенок склонен к слезам и страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится - скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу. И позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения ребенка, усилит страхи.

У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций.

Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если, конечно, ребенок не потерялся).

При этом обязательно отметьте, что в мире очень много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности.

Чтобы тревожный ребенок не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице.

Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения.

Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них.

В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка - поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения.

Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.

Активный малыш или Повторенье - мать ученья

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение - не проявление родительского занудства, а необходимость.

От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игру", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора" - а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами.

Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе детей, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.

Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где волей-неволей придется вести себя по-другому - более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и сам перенимать хорошие манеры. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать - это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости.

Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.

Чувство собственного достоинства

Необходимо четко определить для себя, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие - по меньшей мере сомнительными.

Например, можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы на нейтральные вопросы и реплики "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?".

Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка.

Независимо от вашей реакции на "добрый совет" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен, например "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки", вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" и последовать совету.

Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное - просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмысленного и некрасивого выяснения отношений.

 

Осторожно - "добрый" дядя

Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более, когда они в это время разговаривают с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства.

Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.

Необходимо объяснить младшему школьнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Ребенок должен осознать последствия своего возможно неправильного поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей - игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы не знаем, какие у них намерения.

Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?", или если малыш играет поодаль от вас: "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она".

Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеете право без объяснений развернуться и уйти.

 

Образец для подражания

Что касается культуры речи ребенка, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения.

В своем поведении он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка.

Если мы требуем от ребенка вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать - прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка - самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают и то, как они это делают, - правильно и достойно повторения.

 

Смотри в оба

Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто - всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Это должны быть места где есть люди.

 

Инструктаж хорошо, но игра лучше

Минимальную информацию о себе ребенок должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить - но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям.

1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!

Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь он должен сказать себе "стоп" и остановиться. Теперь, оставаясь на одном месте, можно начинать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка - тихие слезы и хаотичный бег в поиске родителей.

2. Туда ходи…

Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант - это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных - по погонам, головному убору и т. д.

В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями.

В метро - к дежурному у эскалатора или на платформе.

В магазине - к продавцу или кассиру.

На железнодорожном вокзале или в аэропорту - опять-таки к человеку в форме.

Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит.

Если ребенок потерялся в магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка-бейджик с именем) и объяснить, что случилось.

Если ребенок потерялся на улице - ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение: в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему.

Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.

3. Сюда не ходи….

Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома и квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой и уверяют, что знакомы с его родителями и знают, где он живет, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!"

При попытках его увести, научите ребенка кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю!".

4. Ты пошла направо, я пошел налево

Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например, он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.

5. Не дразните преступника

Для того, чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не одевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте ребенку дорогие мобильные телефоны и деньги.

Это не значит, что ваш ребенок должен ходить серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную и удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или кинднеппинг.

Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившимся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным.

 

 

 

Проверьте себя и своего ребенка.


Правильная реакция на поведение незнакомых людей.

Если ребенка хвалят

Ребенку достаточно улыбнуться, а маме - поблагодарить за комплимент. Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.

Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет

Ребенку следует ответить:
«Я сделаю так, как скажет моя мама, она здесь».

Если маме дают нелепый совет

Мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом» и уходит.

Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой

Маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал.

Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой

Маме следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю».

Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти

Ребенку следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» и громко позвать маму.

Если ребенок только что потерялся

Ребенок должен стоять на месте и громко звать родителей.

Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей

Ребенок должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь и ждать родителей».

Если ребенка пытаются насильно увести

Ребенку следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!»